Внимание!Данный сайт не является официальным сайтом ГБДОУ детский сад N72 Калининского района Санкт-Петербурга. Официальный сайт размещён по следующему адресу : dou72spb.petersburgedu.ru

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГБДОУ

Консультация логопеда для родителей


"О работе логопеда и его взаимодействии с другими специалистами"




Логопед – специалист, занимающийся профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.

Направления работы логопеда:

•         Помощь не говорящим детям (если ребёнок в 2 года не говорит, говорит на своём языке, использует жесты вместо речи, лепетные слова или звуки);

•         Помощь детям 3-х, 4-х, 5-ти лет с неразборчивой, плохо понятной окружающим речью. Коррекция звукопроизношения;

•         Коррекция звукопроизношения;

•         Помощь заикающимся детям;

•         Расширение словарного запаса и формирование правильного грамматического строя речи (накопление словаря, построение фраз, употребление предлогов, окончаний слов и др.);

•         Обучение грамоте, чтению, письму, составлению рассказа, пересказа;

•         Проблемы с письмом и чтением у школьников (пропуски, перестановка букв; нелепые ошибки – недописывает окончания, забывает ставить точки, не применяет выученные правила написания и т.д.)

Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития:

•         индивидуально

•         в групповой форме

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

• Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна для окружающих, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.)

• дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.

• дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».

• ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата(дефекты носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройства мягкого нёба). Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна. Ринолаллия требеут хирургического вмешательства.В настоящее время дефекты твёрдого и мягкого неба успешно оперируются в раннем возрасте (начиная с нескольких дней жизни) в зависимости от вида, величины дефекта и общего состояния новорожденного ребёнка. Раннее закрытие дефекта способствует нормализации актов глотания пережевывания пищи и несомненно у детей прооперированных в ранние сроки не возникает проблем с речью как у детей у которых была проведена коррекция в более поздние сроки. Для получения информации о результатах ранних коррекций целесообразно воспользоваться не только информацией специалистов занимающихся данной проблемой.

•  общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (функция словообразования и словоизменения, нарунена связь слов в предложениях), звуко-слоговая структура слова(пропуски слогов, их замены с слове) и связная речь . Если нарушен хоть один из вышеописаных компонентов речи, это является причиной обращения к логопеду.Чаще всего данное речевое расстройство выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью

•  фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.

•  задержка речевого развития (ЗРР) - данная особенность речи относится к детям раннего возраста(до 3х лет).Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без особенностей в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем у сверстников без речевых патологий, появляется речь, и развивается она медленнее.

•  мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.

•  дислексия - нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замен букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.

•  дисграфия - частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).

•  дизорфография - проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Важно отметить, что при дизорфографии не сформирован навык языкового чутья.

•  заикание - является одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи. Традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.


Методы работы:

Ведущий вид деятельности в дошкольном врзрасте, является игра. Как следствие, при коррекционном воздействии на ребенка с осоденностями речевого развития дошкольного возраста, логопед опирается в своей работе на следующие методы:

•         игровые методы (игры на развитие у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, умения соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать слова похожие по звучанию, правильно ставить ударение, умения определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук)

•         творческие методы (разыгрывание сюжета, театр, работа со сказками, пение, работа с телом, режиссура)

•         артикуляционная гимнастика (включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции. Тренировка подвижности и точности работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу).

•         логопедический массаж


Дефектолог специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких отличиях ребенка как: задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д.

«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающим - определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.
Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Как строится работа дефектолога:

В работе дефектолога преобладает такая форма занятий, как индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения.

•         1) Начальный этап - всестороннее обследование развития высших психических функций. Оно направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), развития восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции. Особое внимание уделяется анализу речевого развития ребенка, установлению его уровня, выявлению возможных нарушений звукопроизношения, построения логико-грамматических конструкций, фразовой речи.
•         2) Составление перспективного плана индивидуальной работы с ребенком. В нем содержатся основные направления работы, которую будет осуществлять дефектолог с данным ребенком, а также ставятся такие задачи, решение которых не только обеспечивает формирование конкретных умений и навыков, но и позволяет воспитать положительные личностные качества, способствует коррекции отклонений в поведении.
•         3) Индивидуальные занятия. Они могут иметь различную направленность – развивать интеллект, формировать определённые навыки поведения, усвоения материала, усидчивость, умение преодолевать трудности в обучении, планировать выполнение домашних заданий и осуществлять их самостоятельно без помощи взрослых.

Работа дефектолога включает консультирование родителей.


Методы работы:

•         урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью)
•         игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия)
•         метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.

Работа психоневролога

Кто такой детский психоневролог?
В первую очередь это врач, который обязательно имеет медицинское образование. Он компетентен относительно детских болезней, в том числе, которые приводят к психической патологии. Во-вторых, он имеет сертификат по психиатрии и по психотерапии. Поэтому он вправе при необходимости решать вопросы о лекарственном лечении.

В каком возрасте обращаются к детскому психоневрологу?
В период от рождения до 3 лет Ваш ребенок находится под обязательным наблюдением участкового педиатра и невропатолога. Самая частая проблема этого возраста — детская невропатия, которая выражается в общем беспокойстве ребенка, нарушениях сна, аппетита. Невропатолог может отметить повышение или понижение мышечного тонуса, признаки повышенного внутричерепного давления. Он ставит диагноз перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Как правило, своевременного обращения к невропатологу и соблюдения его рекомендаций бывает достаточно для лечения и предотвращения дальнейшей патологии. Однако, если у ребенка наблюдаются проблемы, то его после 3 лет направляют на консультацию к детскому психоневрологу.

Жалобы, с которыми обращаются к детскому психоневрологу:

•         Неадекватное или странное поведение ребенка – это агрессия, немотивированный плач, пассивность, неусидчивость, нежелание или неумение контактировать с окружающими – родственниками, сверстниками.
•         Выраженные отличия в умениях и навыках ребенка по сравнению со сверстниками, что особенно ярко проявляется в начале школьного обучения.
•         Заболевания: энурез, энкопрез, тики, детские страхи, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, мозговые дисфункции ММД.


Причины детских психических расстройств:

1.      Перинатальная патология – патология беременности, родов и первых месяцев после рождения. Последствия перинатального неблагополучия могут сказываться не сразу, а проявиться в течение детского периода в виде энуреза, энкопреза, тиков, заикания, синдрома гипреактивности с дефицитом внимания (СГДВ) или минимальных мозговых дисфункций ММД.
2.      Наследственная патология, доставшаяся ребенку от кого-то из ближайших родственников - шизофрения, психопатия, умственная отсталость и пр.
3.      Заболевания нервной системы: последствия нейроинфекций или механического повреждения мозга (например, сотрясения мозга- у малышей могут быть после падений ).
4.      Психотравмирующие факторы: семейное неблагополучие - негативное отношение к ребенку, негативное отношение родителей друг к другу - в последнем случае ребенок своим «плохим поведением» как бы отвлекает родителей от решения их собственных проблем. Больше всего он боится развода родителей. Больной или «неудачный» ребенок может на какое-то время удержать семью от распада.

Все это приводит к формированию определенных черт характера под воздействием неправильного типа воспитания в виде вседозволенности, жестких запретов или непоследовательности в воспитательных методах.
Работа детского психоневролога никогда не ограничивается только контактом с ребенком, здесь необходимо участие заинтересованного в изменениях родителя. Важно добиться одинакового понимания проблемы и путей ее устранения.

Если врач - психоневролог поставил Вашему ребенку диагноз ЗПР (задержка психомоторного развития) или легкую степень интеллектуальной недостаточности, не надо отчаиваться. При совместной работе психоневролога, дефектолога, психолога, воспитателя и, конечно, родителя, психомоторное развитие ребенка можно и нужно скорректировать. Для этого и существует коррекционный сад, где ребенку окажут своевременную профессиональную помощь.

В случае необходимости, врач – психоневролог назначает психотропные препараты. К психофармакологическому лечению детей детский психотерапевт подходит с особой осторожностью и только с согласия родителей.

В нашем детском саду врач – психоневролог

осматривает детей с обязательного согласия родителей, затем консультирует родителей .